Вторая – социально-цифровая реальность напоказ – с тщательно отобранными и гордо выложенными фотками из отпуска (тур галопом на автобусе по Чехии-Польше-Германии, цена – «вся зарплата», тоже в кредит); с отчетом о дне рождения в натужно пафосном ресторане родного городка (владелец – троюродный брат мамы, скидка вырвана после трех часов уламывания в «Ватсаппе»); с демонстрацией в ночных постах глубоких знаний функционала автомобилей стоимостью от 1,5 миллиона рублей.
Впервые люди планеты Земля заимели вторую реальность – алгоритмически-цифровую – и вторых «себя» – свои социально-сетевые «аватары». Сейчас для миллиардов землян эти два виртуальных конструкта сплетаются воедино в ежедневном режиме. Дополнительную реальность возглавили соцсети и начали делать деньги на пользователях совершенно новым способом – не только что-то рекламируя им, исходя из их мечты о мелкобуржуазном счастье (которое для большинства в физическом реале недостижимо), но и продавая людям сам кайф от мечты о потреблении товаров и услуг.
В ходе эксперимента целую неделю одной группе пользователей демонстрировали ленту сообщений друзей, из которой исключили позитивные посты и оставили в ней всякий мрак, плохие новости, грусть-тоску и депрессию, а другой группе – ленту «за все хорошее против всего плохого» с милыми животными и детьми, цветочками-листочками, улыбками и радостными статусами. Ни те, ни другие о том, что участвуют в эксперименте, не знали – пользовательское соглашение Facebook* уже тогда предусматривало, что с любыми изменениями в соцсети ее участники соглашаются самим фактом своей регистрации.
Узкий взгляд приводит к тому, что у людей из поля зрения выпадают целые пласты реальности. Меж тем каждый человек на основе представлений об окружающем мире ежедневно принимает решения разной степени важности: открыть депозит в банке или отдать накопленные 200 тысяч в доверительное управление? Устроить ребенка в территориально близкую обычную школу или начать возить через весь город в «гимназию»? Пройти платное исследование состояния собственного здоровья, потому что с последнего миновало три года, или сходить к «экстрасенсу», чья реклама очаровала в «ВК»? Взять ли Kia Ceed (автомат и цвет «космо блю», м-м-м!) в кредит или пользоваться такси, потому что это может оказаться сильно дешевле?
Главная страница » Следящие приложения и слишком умные сервисы: как алгоритмы делают нас тупее